Crash5Я памятник себе воздвиг чудесный
Вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид...

Так в 1795г. Гаврила Романович Державин оценил результат своих великих трудов на благо России.

Позже (в 1836г.), на излёте своей бурной жизни, А.С. Пушкин повторил слова своего замечательного
предшественника:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа…

Увековечить память о себе, оставить свой образ в истории, жить среди людей как можно дольше – наше подсознательное стремление.
Секрет вечной жизни был найден ещё в IV тысячелетии до н.э. или даже раньше, когда в долине Инда, люди древне-индийской культуры Хараппы начали создавать изделия из обожжённой глины, камня, металла: вначале бытового назначения — посуда, детские игрушки, фигурки людей, и как венец — портретная скульптура.

Уже тогда, в лицах каменных мужчин, терракотовых и фаянсовых богинь присутствовали портретные черты конкретных людей. В огромных, широко раскрытых глазах этих очаровательных существ изумлённо-восторженное восприятие внешнего мира, напряжённая радость жизни во всей притягательности её чувственного бытия. 

По торговым путям искусство скульптурного портрета растеклось по миру и в период зрелой архаики достигло Афин, создав удивительные пластические образы. Мы не говорим о прямом заимствовании, хотя сообщение между Индией и Грецией — через посредство Персии в ту пору становится регулярным. Эстафету у греков приняло римское искусство, побуждая римлян заказывать статуи родных и свои скульптурные портреты, хранимые ими в особых шкафах. Изображения эти делались из глины, камня, бронзы, в зависимости от достатка и вкусов римских заказчиков, причём одни придерживались традиционного физиономического портрета, другие брали за образец греческие творения.

Так, на протяжении всей истории, во всех культурах скульптурный портрет стал наиболее распространенным способом сохранения образов своих близких. Сегодня в наш "оцифрованный" век компьютерных технологий, возникла иллюзия возможности фотокамер фиксировать любой момент нашей жизни. Но, к сожалению, эти стремительные способы и общедоступные средства эфемерны и ненадёжны.
Тем интереснее нам люди, посвятившие себя традиционным способам хранения высшей правды образа в материале. Об одном из таких мастеров мы и поговорим.

Дмитрий Лиховцев художник, скульптор, керамист, воспитанник «Строгановки» (МГХПА им. Строганова). Его работы с некоторым налётом экспрессионизма без претензий на монументальность, передают непосредственное, живое, впечатление от модели.

В ранних произведениях Дмитрия мы наблюдаем широкий спектр поиска пластических форм, стиля, цвета, языка общения со зрителем. Сегодняшний Лиховцев – мастер портрета, исполненного в технологии современной скульптуры – керамике, возрождённой М.Врубелем в Москве и С.Мамонтовым в Абрамцеве в 1890 – 1900 гг. Тогда миру искусства явились сказочные образы Демона, Купавы, Мизгиря.

Творческий диапазон нашего героя безграничен. Увлечение спортивной тематикой, унаследованное из семейных традиций сменяется античными и классическими мотивами. При этом он сохраняет творческую независимость и принципы художественного мировоззрения.

Дальнейший поиск ведёт художника к разработке образа современника, к детским портретам, к характерным лицам людей сегодняшних. И далее, по законам диалектики, двигаясь по кругу, он вновь возвращается к реминисценциям древнеегипетских и античных образов.

Господи, как богата керамическая скульптура — вечное искусство, пережившее тысячелетия. Даже механическое разрушение не мешает шедеврам из глины возродиться спустя века. Поражает парадокс: с одной стороны, кажущаяся простота и доступность керамических технологий, и с другой — сложность и трудоёмкость творения образа из глины (как бы она ни называлась: терракота, фаянс, фарфор…)

Портрет, созданный руками художника может разлететься в печи при обжиге, может не принять цвет, разрушиться при отделке, да и мало ли ещё каких «может быть». Тем ценен героизм художника, посвятившего себя керамической пластике.

Одно можно сказать наверняка: Дмитрий Лиховцев – Художник, открывающий пути в вечность.