Crash5Есть у Александра Галича песня, в которой задавленный бытом Иоганн Себастьян Бах сочиняет свои бессмертные произведения, общаясь с Богом: «С добрым утром Бах,- говорит Бог. С добрым утром Бог,- говорит Бах. С добрым утром».

Во все века заказчиками служителей муз были богатые властители, их двор, церковь, купечество. Часто эти умные и искушённые люди формировали и самого мастера. Ведь в создании шедевра вместе с художником участвует и его клиент. Не настаиваю на том, что всё это были личности непременно нравственные. Упаси Бог! Но то, что они знали толк в прекрасном, не сомневаюсь. А раз так, то уместно спросить: почему даже в золотые времена расцвета культуры многие из великих так и умерли нищими?

Всё просто. Художник должен быть современным! Говорим мы. И это ещё одна ошибочная установка, засевшая в сознании. Если художник современен, работает на сегодняшний день, он уже устарел. Если ему не дано Богом заглянуть вперёд, на какие-то жалкие 200–300 лет, он обычный ремесленник – матрёшечник, расписывающий липовые болваны. Художник, милостью Божьей, живёт вне времени, опережая его на годы, на века. Непонятый, часто гонимый, подчинивший своё существование разговору с Творцом. Немудрено, что Баха признали через 100 лет, Вивальди открыли через 300, Ботичелли стал коммерчески успешным через 350.

Современники любят крепких мастеровых, не раздражающих излишней заумью. А уж если кто рискнёт заявить о своих передовых взглядах, то непременно свалится в другую крайность, объявив искусством, например, содержимое мусорного бака. Это становится возможным при наличии неподготовленного зрителя с одной стороны и массы людей, жаждущей сытой жизни при полном отсутствии таланта с другой. Вот и шествуют по мировым галереям, концертным залам «короли и звёзды». И нет в толпе способного крикнуть в полный голос, что «короли голые»!

А. Львов