К

Кандюшка – чашка

Каолин – очень чистая белая глина; используется для получения теста белого цвета, в частности при производстве фарфора

Кацея – кадильница

Кашник – маленький горшочек с одной ручкой

Квасник – сосуд для кваса с дисковидным туловом (иногда с отверстием), расширенным горлом, с носиком и ручкой

Квашня – (опарница, растворница, розлив) – большой горшок без ручек служащий для приготовления теста

Керамика (греч. keramike - гончарное искусство, от keramos - глина) – поликристаллический неметаллический твердый материал; изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов, металлов и др. неорганических соединений

Кисельница – большая миска с носиком

Клепик – деревянный нож для подрезания глины при работе на гончарном круге

Клинкер (каменная масса) – огнеупорный, водостойкий и механически прочный материал, полученный в результате обжига белой глины при сверхвысоких температурах (до 1380*С)

Кожетвёрдое состояние – состояние глины после кратковременной сушки (подвяливания), когда она теряет пластичность, становится твёрдой, но сохраняет ещё такую степень влажности (ок. 20%), которая позволяет обрабатывать её поверхность

Коровик – небольшой круглый камень, применяемый для лощения изделий из глины

Корчага – большой горшок для хранения зерна или большая кринка с двумя вертикальными ручками

Крестника – подсвечник (часто в виде яйца) для переноса огня из храма в Чистый четверг

Кракелюры (фр. craquelure), кракле – узор из тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий; создаётся при обжиге из-за различных коэффициентов теплового расширения черепка и глазури; растрескивание грунта, красочного слоя или лака картины

Краситель – как правило, оксиды металлов (соединения химических элементов с кислородом); применяются для окрашивания эмалей, ангобов и глиняного теста

Кринка – расширяющийся книзу удлинённый керамический горшок для молока

Кристаллизация – характерное свойство эмали, когда на её поверхности образуются мелкие кристаллы различной формы; для получения такого эффекта используются железо, кальций, цинк и флюсы

Кубан – глазурованный горшок сахароваров для стока патоки

Кубышка – сосуд в форме капли с узким горлом; для хранения денег

Кумган – узкогорлый кувшин для воды с длинным изогнутым носиком, ручкой и крышкой

Кумочка, кумка – чашка в форме кринки

Кухля – сосуд для кваса, сбитня, пива, мёда в форме бочонка, положенного на бок, с ручкой, носиком и горлышком

Л

Лагушка – сосуд для дёгтя с носиком «уточкой», расположенным перпендикулярно к ручке

Левкaс (греч. ?????? белый, светлый, ясный) – в иконописи так называют грунт, который изготавливается из мелового или гипсового (алебастрового) порошка, размешанного на животном или рыбьем клею, и наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску; левкас, покрытый сусальным золотом и обработанный орнаментом, выполненным чеканами, называют чеканным. В стенописи термином «левкас» обозначают грунт под темперу, приготовленный из гашеной извести с наполнителем

Лещадка – огнеупорная полка в печи

Литьё – техника формовки керамических изделий, основанная на свойстве гипса впитывать в себя влагу и способности глины влагу отдавать; обычно при этом используется шликер, который при контакте с гипсовой формой образует глиняный черепок;

Лощение – техника декорирования, заключающаяся в том, что вся поверхность керамического изделия или отдельная его часть натирается до зеркального блеска каким-нибудь гладким предметом (напр. каменной галькой, деревянным, костяным, пластмассовым или металлическим стеком - лощилом)

Люстр – красители и техника декорирования, благодаря которой поверхность эмали приобретает перламутровый блеск; красители наносятся кистью только на глазурованную поверхность изделия; декорирование производится при третьем обжиге (740-780*С) в восстанавливающей среде

М

Майолика – вид керамики из легкоплавких, как правило, местных глин; отличается пористостью и применением широкой палитры декорирующих легкоплавких глазурей, глухих или прозрачных, сохраняющих цвет керамики (напр. бисквит покрывается глазурью на основе олова и вновь
подвергается обжигу); популярность майолики обусловлена ее невысокой стоимостью, яркостью и насыщенностью красок

Макитра – род горшка (южнорусск.)

Малый огонь – обжиг при низкой температуре (около 750 *С); применяется при декорировании способом третьего обжига и люстром

Малыш – маленький горшочек

Махотка – маленький горшочек или кринка с высоким горлышком

Монотипия – (от моно... и греч. ????? — отпечаток) — вид печатной графики; заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; в результате полученный на бумаге оттиск всегда оказывается уникальным. В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введён термин «фрактальная монотипия»

Морянка – корчага для древесных углей

Мраморизация – способ декорирования отделки, основанный на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия; цветная фактура теста, получаемая при одновременном замесе глины разных цветов

Муфель – камера из огнеупорного материала для обжига внутри печи; применяется с целью защиты изделий от прямого контакта с огнём; пламенная или электрическая печь с такой камерой (муфельная печь)