А
Ажур – способ декорирования керамического изделия посредством сквозной резьбы подвяленного сосуда
Алкора – испанский фарфор
Амал – персидская керамика с гравировкой и росписью
Ангоб, ангобирование – вид покрытия для декорирования керамики, наносимый на необожжённые изделия из глины в кожетвёрдом состоянии, отличается непрозрачностью и отсутствием блеска; содержит в исходном сырье значительное количество глинистого вещества; не образует стекловидного слоя
Аннамес – вьетнамский фарфор серо-голубоватого цвета
Арабеска – сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур, стилизованных листьев, наносимый на керамической изделие методом отводки
Аэрография – способ декорирования напылением керамических красок или глазурей на изделие, как правило, с использованием трафарета
Б
Байрейтский фарфор – вид немецкого красноватого фарфора
Баклага – плоский сосуд для воды или вина с крышкой или пробкой
Балакирь – высокий узкогорлый горшок для молока
Банко – вид японской керамики
Барботин – смесь белой глины, песка и красителя для изготовления лепных украшений на изразцах и др. керамических изделиях; наносится перед обжигом изделия
Бассейн – резервуар для хранения и смешивания шликера, обычно с установленной пропеллерной мешалкой
Башенная распылительная сушилка (БРС) – аппарат для обезвоживания капель керамической суспензии путём быстрого нагрева. Капли образуются при прохождении шликера через форсунки. В результате сушки шликера образуется порошок, применяемый при сухом прессовании плитки. Глиняный порошок, затворённый водой можно использовать в гончарном деле
Бегуны – машина для измельчения отощающих материалов и глины умеренной влажности путём раздавливания между массивными катками и чашей
Белое каление – цвет черепка при температуре близкой к 1500?С
Белизна – одно из важнейших декоративных свойств фарфора, фаянса, заключающееся в чистом белом цвете черепка
Беллик – тонкий ирландский фриттованный фарфор
Бельё – обожжённое, глазурованное, но не расписанное изделие
Бисквит– неглазурованный фарфор после первого обжига
Большой огонь – повторный обжиг керамического изделия, покрытого эмалью или красками, при температуре выше 900?С
Бомза – подставка для сушки или обжига, изготовленная из той же массы что и изделие (для согласования усадок)
Бочкарь – бочонок с носиком, горлышком и ручкой
Братина – большая чаша для вина, а также большой горшок для подачи пищи на стол
Бублик – центральная часть квасника
Буккеро – керамика этрусского происхождения с чёрной лощёной поверхностью, украшенная гравированием или лепным декором; иногда фигурная
В
Вакуум-пресс – машина для промина глины при пониженном давлении среды, в которой происходит удаление из глины пузырьков воздуха
Валик – резиновая скалка
Валюшка – брус или цилиндр керамической массы, выдавленный из глиномешалки
Веджвуд – тип мягкого фарфора с большим содержанием костяной золы. Назван по имени создателя Веджвуда Джазайя (1730-1795)
Винтовой пресс – станок для пластического формирования керамических изделий способом выдавливания
Влажность формовочная – содержание воды в глиняной массе, обпеспечивающее бездефектное пластическое формование
Волнистость глазури – дефект глазурования, заключающийся в волнистости поверхности глазурного покрытия, возникающей из-за недостаточной температуры политого обжига
Волох – керамическая крышка
Восковая роспись – процесс декорирования нанесением воска на поверхность, чтобы защитить узоры от последующих покрытий
Восстановление – химический процесс, происходящий во время обжига, когда в печи мало кислорода или он полностью отсутствует
Вскипание краски – дефект надглазурного декорирования, проявляющийся в виде проколов в глазури или маленьких пузырьков, лопающихся при охлаждении. Появляется при быстром подъёме температуры или слишком толстом слое краски
Выдержка – интервал времени, в течение которого поддерживается постоянная температура при обжиге
Вылёживание – технологическая операция, заключающаяся в выдерживании глины в стабильных условиях для выравнивания её влажности и протекании в ней биохимических процессов
Выплавки – дефекты поверхности керамических изделий в виде стеклованных участков; одна из причин – попадание кусочков гипсовых форм
Выпучка – декоративный элемент на гончарном изделии выпуклой формы
Высокий обжиг – обжиг при температуре выше 1250*С
Выцвет – дефект в виде белёсого налёта на поверхности утеленных гончарных изделий; причина – миграция растворимых солей.
Г
Глазурь (полива) – тонкое стекловидное покрытие на поверхности керамического тела, образующееся в процессе политого обжига; используется для придания изделию декоративности, увеличения прочности и т. д.; глазурью называют также исходный глазурный шликер
Глазурь глухая – непрозрачная глазурь
Глазурь соляная – глазурь в виде тонкой пленки силикатов щелочных металлов, образуется при внесении в горячую печь каменной соли и водяного пара
Глек – высокий узкогорлый кувшин для молока
Глина – пластичная осадочная порода, продукт, в течении веков образующийся в результате изменений и эрозии скальных пород на поверхности земли, состоящая в основном из глинистых минералов (каолинит, монтмориллонит, гидрослюды и др.); в измельчённом виде в соединении с водой образует тестообразную массу (глиняное тесто), употребляемую для изготовления гончарных и керамических изделий
Глиняное тесто – см. тесто глиняное
Гляк – бутылка для крепких напитков
Глянец – соли металлов, добавленные в тонкий слой поверх глазури, для создания эффекта металлического блеска
Голосники – керамические сосуды, закладываемые в стены здания для улучшения акустики
Гомброн – вид исламской керамики XIII-XVI вв (Персия, Турция); состав черепка: глина, молотый кварц, фритта
Гончарный круг – механическое устройство для формования изделий, имеющих форму тел вращения
Горлач – высокий узкогорлый горшок для молока
Горн – дровяная печь для обжига керамики
Горнушка – тоже, что и горлач
Горшенятко – маленький горшочек
Горшок-луковник – конусообразный горшок с ручкой
Гравировка – декоративная обработка изделий из глины в кожетвёрдом состоянии; выполняется остроконечным инструментом, которым удаляется часть материала с поверхности
Грес (керамогранит) – керамика после обжига при высокой температуре (1200-1300*С); представляет собой твёрдое стекловидной вещество
Гречишник – кувшин для молока с носиком и ручкой
Д
Декалькомания (деколь) – печать с гравированного на металлической доске или на валу рисунка на глазурованную поверхность керамического изделия или перенесение рисунка с бумаги на изделие
Дельфтский фаянс (по названию города Дельфт в Голландии) – фаянсовые изделия голландских керамистов XVII- XVIII вв. с подглазурной росписью кобальтом и полихромной росписью солями нежных тонов
Дефлокулянт – вещество, содержащее щёлочь, которое при добавлении к смеси воды и глины, способствует отделению частиц глины, остающихся во взвеси
Диафон – матовый фарфор без глазури
Дойник – большой горшок с носиком и ручкой сбоку
Дутики – брак в керамических изделиях от присутствия в глине гипсовых включений, которые, впитав в себя влагу из атмосферы, увеличиваются в размерах и разрывают поверхность изделий
Е
Египетский фаянс – зеленовато-голубые керамические изделия, имитирующие малахит и бирюзу; изготавливались в Египте и Месопотамии в VI-IV вв. до н.э.
Елейник – сосуд для елея (масла)
Ендова – большая открытая округлая посуда для вина, пива или браги с широким рыльцем
З
Задымление – поверхностное насыщение черепка углеродом
Замывка – заглаживание поверхности высушенного изделия влажной губкой
Зеркало испарения – поверхность изделия из глины в процессе усадки; характеризуется лёгкой зеркальностью
И
Инкрустация – способ декорирования поверхности, представляющий собой вырезание узоров, которые заполняют окрашенными массами, ангобами, глазурями
Инфундирка – керамическая ёмкость с мелкими отверстиями в днище, вставляемая в чайник и служащая для заваривания чая
К
Кандюшка – чашка
Каолин – очень чистая белая глина; используется для получения теста белого цвета, в частности при производстве фарфора
Кацея – кадильница
Кашник – маленький горшочек с одной ручкой
Квасник – сосуд для кваса с дисковидным туловом (иногда с отверстием), расширенным горлом, с носиком и ручкой
Квашня – (опарница, растворница, розлив) – большой горшок без ручек служащий для приготовления теста
Керамика (греч. keramike - гончарное искусство, от keramos - глина) – поликристаллический неметаллический твердый материал; изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов, металлов и др. неорганических соединений
Кисельница – большая миска с носиком
Клепик – деревянный нож для подрезания глины при работе на гончарном круге
Клинкер (каменная масса) – огнеупорный, водостойкий и механически прочный материал, полученный в результате обжига белой глины при сверхвысоких температурах (до 1380*С)
Кожетвёрдое состояние – состояние глины после кратковременной сушки (подвяливания), когда она теряет пластичность, становится твёрдой, но сохраняет ещё такую степень влажности (ок. 20%), которая позволяет обрабатывать её поверхность
Коровик – небольшой круглый камень, применяемый для лощения изделий из глины
Корчага – большой горшок для хранения зерна или большая кринка с двумя вертикальными ручками
Крестника – подсвечник (часто в виде яйца) для переноса огня из храма в Чистый четверг
Кракелюры (фр. craquelure), кракле – узор из тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий; создаётся при обжиге из-за различных коэффициентов теплового расширения черепка и глазури; растрескивание грунта, красочного слоя или лака картины
Краситель – как правило, оксиды металлов (соединения химических элементов с кислородом); применяются для окрашивания эмалей, ангобов и глиняного теста
Кринка – расширяющийся книзу удлинённый керамический горшок для молока
Кристаллизация – характерное свойство эмали, когда на её поверхности образуются мелкие кристаллы различной формы; для получения такого эффекта используются железо, кальций, цинк и флюсы
Кубан – глазурованный горшок сахароваров для стока патоки
Кубышка – сосуд в форме капли с узким горлом; для хранения денег
Кумган – узкогорлый кувшин для воды с длинным изогнутым носиком, ручкой и крышкой
Кумочка, кумка – чашка в форме кринки
Кухля – сосуд для кваса, сбитня, пива, мёда в форме бочонка, положенного на бок, с ручкой, носиком и горлышком
Л
Лагушка – сосуд для дёгтя с носиком «уточкой», расположенным перпендикулярно к ручке
Левкaс (греч. ?????? белый, светлый, ясный) – в иконописи так называют грунт, который изготавливается из мелового или гипсового (алебастрового) порошка, размешанного на животном или рыбьем клею, и наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску; левкас, покрытый сусальным золотом и обработанный орнаментом, выполненным чеканами, называют чеканным. В стенописи термином «левкас» обозначают грунт под темперу, приготовленный из гашеной извести с наполнителем
Лещадка – огнеупорная полка в печи
Литьё – техника формовки керамических изделий, основанная на свойстве гипса впитывать в себя влагу и способности глины влагу отдавать; обычно при этом используется шликер, который при контакте с гипсовой формой образует глиняный черепок;
Лощение – техника декорирования, заключающаяся в том, что вся поверхность керамического изделия или отдельная его часть натирается до зеркального блеска каким-нибудь гладким предметом (напр. каменной галькой, деревянным, костяным, пластмассовым или металлическим стеком - лощилом)
Люстр – красители и техника декорирования, благодаря которой поверхность эмали приобретает перламутровый блеск; красители наносятся кистью только на глазурованную поверхность изделия; декорирование производится при третьем обжиге (740-780*С) в восстанавливающей среде
М
Майолика – вид керамики из легкоплавких, как правило, местных глин; отличается пористостью и применением широкой палитры декорирующих легкоплавких глазурей, глухих или прозрачных, сохраняющих цвет керамики (напр. бисквит покрывается глазурью на основе олова и вновь
подвергается обжигу); популярность майолики обусловлена ее невысокой стоимостью, яркостью и насыщенностью красок
Макитра – род горшка (южнорусск.)
Малый огонь – обжиг при низкой температуре (около 750 *С); применяется при декорировании способом третьего обжига и люстром
Малыш – маленький горшочек
Махотка – маленький горшочек или кринка с высоким горлышком
Монотипия – (от моно... и греч. ????? — отпечаток) — вид печатной графики; заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; в результате полученный на бумаге оттиск всегда оказывается уникальным. В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введён термин «фрактальная монотипия»
Морянка – корчага для древесных углей
Мраморизация – способ декорирования отделки, основанный на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия; цветная фактура теста, получаемая при одновременном замесе глины разных цветов
Муфель – камера из огнеупорного материала для обжига внутри печи; применяется с целью защиты изделий от прямого контакта с огнём; пламенная или электрическая печь с такой камерой (муфельная печь)
Н
Надглазурная краска – порошок или рабочий состав керамической краски для надглазурной росписи, в котором содержится керамический пигмент и флюс; наносится поверх обожжённой глазури или слоя эмали
Накал – точка на поверхности готового изделия, не заполненная глазурью
Насечка – нанесение бороздок на поверхность изделия в кожетвёрдом состоянии
Накатка – тиснение узоров на поверхности изделия в кожетвёрдом состоянии с помощью зубчатого колёсика
О
Огневой припас – стойки, лещадки из огнеупорной глины, из которых составляются полки в печи
Огнеупорность – свойство материалов противостоять, не деформируясь, воздействию высоких температур
Окисление, окислительный обжиг – химический процесс, происходящий во время обжига при контакте керамического изделия со средой насыщенной кислородом
Оксид алюминия – минерал (соединение алюминия с кислородом), содержащийся во всех видах глины и почти во всех эмалях; имеет высокую степень жаропрочности, плавится при температуре 2050*С, поэтому увеличивает степень зрелости керамического материала. Придаёт эмали клейкость.
Оксиды – см. Краситель
Остекловывание – физический и химический процесс во время обжига, в результате которого легкоплавкие частицы в глиняном изделии или в его покрытии размягчаются и расширяются, уменьшая пористость материала
Отмучивание – процесс, при котором глина очищается и становится более жирной и пластичной; отстаивание шликера и использование его верхней, чистой фракции
Отощающие добавки – добавки (крупный или мелкий песок, опилки и т.п.), которые способствуют уменьшению усадки при сушке и обжиге, предотвращая тем самым появление на изделии трещин и коробление
П
«Пальцевые защипы» – особый вид тиснения пальцами, который используется, как правило, при украшении краёв посуды
«Перебивание» глины – этап работы перед лепкой с целью удаления из вылежавшейся глины пузырьков воздуха и повышения однородности материала
Перемин глины – последний этап подготовки глиняного теста, предназначенного для лепки
Петля – инструмент для резьбы по глине
Пигмент керамический – неорганическое соединение (оксид, шпинель и т. д.), имеющее ярко выраженную окраску и сохраняющую ее в процессе обжига под воздействием высокой температуры и расплава глазури
Пирометрический конус – конус из керамического материала (небольшого размера), служащий индикатором температуры, при которой начинается плавление. Несколько таких конусов помещается в печь, где они деформируются при нагреве до определённой температуры
Плавление – этап обжига, на котором глиняное тесто или эмали под действием флюсов и температуры образуют плотную однородную массу
Плавни (флюс) – компоненты глиняной смеси, представляющие вещества способствующие снижению температуры плавления глины
Пластичность (др.-греч. удобный для лепки, податливый) – специфическое свойство глины при смешивании с водой сохранять приданную ей форму и деформироваться под действием механической нагрузки
Подглазурная краска – смесь керамических пигментов с флюсом, наносимая на сырое или утельное изделие со связкой (раствором глицерина, сахара, декстрина и т. д.) или без нее и покрываемое глазурью; отличается высокой химической стойкостью и долговечностью
Полевик – кринка с носиком и ручкой сверху
Полива – густая глазурь
Политой обжиг – обжиг глазурованных изделий
Полировка – процесс, выполняемый на поверхности изделия из глины в кожетвёрдом состоянии путём натирания её деревянной ложкой или стекой, для того чтобы сделать поверхность менее пористой
Полумайолика – техника декорирования с одним обжигом, когда на сырое (необожжённое) изделие наносится слой ангоба, который может быть окрашен или обработан в технике сграффито, а затем поверх ангоба наносится глазурь
Прессование – техника формовки, при которой жидкая глина прессуется внутри формы вручную или механическим способом
Р
Раку – керамика из глины с добавлением шамота; обжигается при низкой температуре в процессе восстановления, затем подвергается тепловому удару (термическому шоку, т.е. изделие помещают в горячую печь и вынимают раскалённым)
Розлив (опарница) – большой конусообразный горшок без ручек для вымешивания теста
Рукомой (урыльник) – горшок с двумя диаметрально расположенными носиками и ушами
Румпа – часть изразца, представляющая собой короб, склеенный из глиняного пласта, высотой от 5 до 10 см. Клеится румпа с обратной стороны изразца и желательно в то время, когда он ещё находится в гипсовой форме
Русская амфора – сосуд с узким низким горлышком и двумя ручками
С
Садка (ставка) – изделия, поставленные в печь для обжига
Сграффи?то (итал. Sgraffito нацарапанный), или Граффи?то (итал. graffito) – техника создания изображений, при которой рисунок процарапывается на поверхности керамического изделия, обычно покрытой ангобом, до обнажения нижнего слоя, имеющего другой цвет; сграффито может быть двухцветным и многоцветным; достоинством сграффито является высокая стойкость получаемых изображений
Скалка – глиняный жгут
Скала – глиняная лента
Солило – большая миска
Стойка – огнеупорная подставка для лещадок
Струна – проволока для срезания гончарного изделия с круга
Селадон – эмаль бледно-зелёного цвета, восточного происхождения, с высоким содержанием железа, используется при высоких температурах
Спиральная лепка из жгутов – техника ручной лепки, в процессе которой изделия формуются путём наложения друг на друга жгутов из глины
Т
Тушка – низкая широкая чашка цилиндрической формы
Терракота – обожжённая чистая глина (известна с неолита); неглазурованные глиняные изделия с пористым черепком, обожжённые при температуре около 900*С, имеющие после обжига цвета от глубокого красного, до коричневого или арахисового
Тесто глиняное – хорошо промятая и очищенная глина, готовая для гончарных работ
Тонкокаменные изделия – изделия из массы, включающей в себя высокопластичную огнеупорную глину, каолин, полевой шпат или его заменители, кварцевый песок, тальк, тонкоизмельчённый бой керамических изделий
Турнет, турнетка – вращающаяся подставка для работы с объёмным изделием, предоставляющая мастеру круговой обзор произведения
У
Усадка ( воздушная, огневая) – уменьшение линейных размеров керамических изделий при сушке и обжиге
Утель – керамическое изделие после первого (утельного) обжига
Утельный обжиг – предварительный обжиг высушенных керамических изделий при темп. 800-850*С
Уши – маленькие вертикальные ручки
Ф
Фарфоровый камень (нан-кан) – природный минерал, месторождения которого находятся только на территории Китая; в измельчённом состоянии, соединённый с водой составляет фарфоровую массу.
Фарфор – вид керамики белого цвета с плотным раковистым изломом, полупрозрачный в тонких слоях; отличается твердостью, термостойкостью и практически не поглощает воду; производится из тонкой глины и каолина, температура второго обжига доходит до 1400*С
Фаянс – вид керамики, при изготовления которой используют огнеупорные беложгущиеся глины, кварц и различные добавки; в отличие от фарфора, имеет непрозрачную пористую основу и мелкопористый белый излом
Флюс (плавень) – легкоплавкие минералы (полевой шпат, мел, доломит), добавляемые в глиняное тесто и глазурь для заполнения пор между частицами глины и способствующие при обжиге изделия спеканию их в каменистую массу; понижает температуру спекания и покрытия глазурью
Фляндровка – техника декоративной отделки, при которой изделие устанавливается на вращающемся вручную гончарном круге
Фритта – перемолотое в порошок стекло, которое играет роль флюса в составе эмали; применяется для устранения воздействия вредных веществ, напр. свинца
Фроттаж – техника натирания, создающая характерный фактурный эффект, акцентирующий текстуру обрабатываемой поверхности за счёт неравномерного распределения краски между неровностями поверхности
Фуза – смесь отходов глазури разного цвета
Х
Харц – соединение золота, применяемое для надглазурного декорирования фарфора и фаянса
Хваток – ручка у волоха
Хоры – полки для сушки изделий
Ц
Цек – сеть волосяных трещин в слое глазури, появляющаяся после обжига
Цимолит – очень тонкая и легкоплавкая глина, напоминающая ангоб; подвергается отмучиванию, после чего используется только та её часть, которая находится в состоянии суспензии; применяется для покрытия керамических изделий
Цировка – лощение позолотой
Цедилка – горшок с одним маленьким отверстием в центре дна
Ч
Черепок – материал обожжённого сосуда
Ш
Шамот – обожженная глина или, в более широком значении, порошок обожженного керамического материала; нередко термином «шамот» обозначают керамическую пластичную массу, состоящую из смеси глины с зернистым порошком шамота, а также сами изделия из этой массы. Шамот применяется в качестве основного компонента, а также в смесях как отощающий материал, уменьшающий усадку изделия и повышающий огнеупорность глины
Шликер – глина, разведённая до состояния текучести; используется для соединения частей из лепной глины, для формовки в процессе литья, при изготовлении пресс-форм и декорирования
Шнарики – инструмент гончара (стеки)
Штампик – инструмент для нанесения узора на глину в кожетвёрдом состоянии
Штамповка – техника воспроизведения модели; представляет собой слепок с оригинала в негативном изображении; в керамике обычно используется штамп из гипса
Э
Эмаль – непрозрачная (глухая) глазурь, водонепроницаемая и окрашенная в различные цвета
Этаж – полка из лещадок в печи, на которую устанавливаются изделия для обжига