Crash5Как я полагал, предыдущим текстом была исчерпана тема культуры речи, но буквально в тот же день тележурналистка резюмировала свой репортаж словами: «Говоря человеческим языком…», а следом прозвучало сообщение, что строители крымского моста установили юбилейную двухсотую опору, а затем слово прецедент было использовано вместо слова инцидент.

Да простят меня за излишнюю настойчивость, но не бывает юбилейных гвоздей, шпал и опор, годовых, двух-, трёх-, пятилетних юбилеев. Это основополагающее библейское понятие (юбилей) означает пятидесятый год.

«И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям её; да будет это у вас юбилей; (Библ. Левит. Гл.25.10)». Понятие это также свято как суббота и бросаться им не пристало.

Прецедент — это случай, служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода (Ожегов), и он принципиально отличается от инцидента – случая неприятного, недоразумения, столкновения (Ожегов). Это не синонимы.

В последнее время на волне всеобщего невежества выплыло слово ностальгия. У Ожегова оно значится, как книжное, то есть не предназначенное для широкого использования в разговорной речи. Означает же оно тоску по родине со ссылкой - неправильно употреблять в значении тоска по прошлому. Правда в новейших словарях это неправильное значение уже даётся как нормативное. Появился даже телевизионный канал с этим названием. Кто и о какой родине горюет на этом канале?
Понятно, что язык постоянно меняется, вот только почему решающую роль в развитии нашей родной речи играют невежды?

В связи с январскими холодами в северном полушарии любимым словцом первого канала телевидения стал специальный термин коллапс (лат. ослабевший, одряхлевший, упавший). Дотошный читатель может заглянуть в солидные словари и убедиться, что термин этот не был общепринятым ещё каких-то 20-30 лет назад. А теперь мы через слово слышим: коллапс в стамбульском аэропорту, коллапс на дорогах, коллапс в энергосистемах. Как журналисты недавнего прошлого обходились без этого универсального понятия, любимого медиками и астрофизиками? Причём первые констатировали коллапс по таким признакам, как резкая слабость, бледность, похолодание конечностей; а астрофизики, добавляя слово гравитационный, рассуждали о процессах рождения «чёрных дыр». Так что же на самом деле произошло в Стамбуле? Кто там одряхлел, и у кого там чего упало? Или это всё тот же ильфовский домкрат, который стремительно падал?

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: "Что это он о словах на сайте, посвящённом художнику"? Просто я солидарен с Михаилом Шемякиным, горевавшем в недавнем телеэфире о культуре современных художников, особенно молодых, не интересующихся литературой, музыкой и художественным наследием, вообще Культурой. Так что, «говоря человеческим языком», культура, как беременность — либо она есть, либо её нет и никаких чуть-чуть.

А. Львов