×

Внимание

Категория не существует или не содержит никаких элементов.

Crash6Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. (Бытие, гл. 2.19).

Если вдуматься в эту библейскую аксиому, то очевидно, что в самом начале истории человек активно привлекался Господом Богом как соавтор к созданию всего живого на земле. Принимая во внимание, что вся эта живность образовывалась из земли, то первым и главным творческим актом, лежащим в основе существования биологических видов является искусство керамики. Соответственно первым и главным керамистом, покровителем искусства керамики можно считать Самого… не будем поминать его имя всуе.

Вообще, размышляя о керамике, как о явлении мировой культуры, трудно себе представить развитие человека и общества без этого глобального ремесла и искусства. Причём изначально ремесла, превратившегося в процессе в искусство. Камень и металл появились гораздо позднее. По ассоциативному ряду и камень, и металл - материалы более жесткие, более ориентированные на разрушение. Керамика же в отличие от них - материал созидательный, близкий по духу природе живого. Это материал из Эдема, лежащий в основе всего сущего.

Здесь возникает вопрос: "А люди, посвятившие себя керамике, кто они? Избранные, которым Создатель дал право творить собственные миры? Не ярмарочно-балаганых кукол, а миры, наполненные диковинными существами, формами невиданными и образами неслыханными"?

Эпоха копирования окружающего мира в искусстве завершилась в конце 19 века, уступив набиравшим тогда силу фотографии и кинематографу, а в конце 20 века всё это усугубилось ещё и цифровыми технологиями. Сегодня почти у каждого «фото» и «киностудия» лежат в кармане, будоража амбиции владельца.

Нельзя сказать что все художники прошлого слепо следовали натуре. Во все века великие поднимались до создания собственной вселенной. Теперь сотворение мира для художника обязательное условие.

Сегодня сделать похоже способны многие искусные ремесленники, а вот подняться до уровня созидателя, сотворить собственную планету и заселить её своими чувствами, реализованными в образах... Это для тех немногих, отмеченных Господом.

Я вновь и вновь обращаюсь к работам Дмитрия Лиховцева, к миру, созданному его воображением. Его стражи, возникшие в потаённых глубинах сознания, причудливые рыбы, вплывающие в реальный мир из детских снов, африканские животные из воспоминаний о сафари, пережитых в прошлых жизнях. То, что Дмитрий - Творец видно по каждой его работе. Его вселенная лежит за пределами современного телевизионно-компьютерного мира, но тем, кому она близка, открыт доступ в Эдем!

А. Львов