Crash1В недалёком прошлом главным объектом творческих исканий художников были люди труда - рабочие, колхозники, учёные, космонавты, спортсмены. Быстротечное время вымело советскую патетику из художественных мастерских. Однако, новых героев современность не предложила. И обезлюдили полотна и подиумы. А ну-ка найди героев среди менеджеров и мерчендайзеров. «Попса» и спорт — вот скудный выбор, данный художнику новым обществом. Причём «попсовые» герои эфемерны, а спортивная тема с античных пор исчерпана до дна. Только сумасшедший или невежда способен, казалось бы, претендовать на лавры Поликлета.

Но вот находится человек, дерзнувший искать вдохновение именно в спортивной пластике. Заподозрить его в невежестве трудно. Он одиннадцать лет учился художественному ремеслу в престижных школах России. Да и спорт изучал не по картинкам в букваре. С детства наблюдал и анализировал балетные «па» на кортах большого тенниса, где играла его сестра. Болел на хоккейных аренах, вместе с родителями издавал спортивные журналы и книги. Отснял, обработал и систематизировал сотни моментов борьбы и азарта, схваченные фотокамерой. И, когда накопленное годами улеглось в сознании и пришло в систему, руки мастера стали рождать образы доселе незнакомые.

В противовес классическому канону он не стал создавать «сверхлюдей». Хотя соблазн такой в спортивной теме неистребим. Он отказался от любования совершенным телом. Он материализовал движение. Именно движение, страсть и рвущую материал энергию. Лаконично, избегая эффектных приёмов, не подавляя зрителя размерами и острыми углами, ранящими пространство. В мягких, плавных линиях его композиций концентрация загнанной внутрь энергии (Борцы, Шорт-трек). Но его хоккейные композиции открыты, обращены к зрителю, увлекают в волшебный мир игры (Вратари, серии игра и хоккей).

Мир тенниса, знакомый до мелочей, неумолимо сталкивал художника к созданию застывших кукол. Эта тема, по утверждению самого Дмитрия, вымотала его многолетним кошмаром. Мастерство художника, умение увидеть образ позволили ему отказаться от деталей и обобщить узнаваемые мгновенья теннисной игры.

Не случайно теннис пришёл в его мастерскую после футбола, хоккея, борьбы, шорт трека и пр. Но зато как пришёл! Мягкие, пластичные, декоративно многоцветные фигуры. Шамот — материал грубый и, в общем, диссонирующий с изящной пластикой, ожил. Мастер вдохнул в них жизнь. Глядя на них словно прикасаешься к заветной тайне бытия. Ожившая глина и творец. Вам это ничего не напоминает?

А. Львов