Crash1«Живопись и Скульптура — это брошенные дети. У них умерла мать — мать их Архитектура. Пока она жила, она указывала им место, назначение, пределы».

Эти слова принадлежат французскому поэту Полю Валери (1871-1945 гг.).

Я не случайно указываю национальную принадлежность и годы жизни автора, чтобы читатель смог представить, как давно во Франции умерла Архитектура. Не пускаясь в полемику об отечественном зодчестве, отмечу только, что сегодня решения о месте установки скульптурных памятников принимаются на основе всеобщего голосования в интернете... Это очень демократично. Ведь мы и раньше говорили, что искусство принадлежит народу. Архитектурные ансамбли, все эти кваренги и казаковы – пережиток тёмного прошлого. Да и скульптуры, эти "идолы" бронзовые, зачем их создавать, коль их поставить некуда. Не в Чертаново же, и не в Митино, в самом деле, крестителя Руси князя Владимира ставить. Ведь исторический центр не резиновый. Вот и вознеслись главою непокорной над городами российскими монументы чижикам, безымянным сантехникам, бездомным пёсикам…

О живописи, приютившейся в особняках эстетствующих олигархов, мы уже говорили и повторяться не будем. А вот забытая великим французом декоративно–прикладная сиротка до сих пор топчется у закрытых дверей богатых особняков. Правда прикладная её компонента в виде сервизов, ковров, матрёшек, шкатулок, сувенирных яиц никогда и не покидали гостеприимных хозяев. Но, те произведения, которые принято называть декоративными, с которых ни поесть, ни напиться, часто остаются за стенами. А ведь именно они зачастую и являются предметами высокого искусства.

Недоумённый читатель спросит: «О чём это он?» Я просто хочу поднять голос в защиту керамической скульптуры, её малой пластики и крупных монументальных форм. При жизни матери Архитектуры Москва и другие города Советского Союза декорировали себя керамикой. Станции метро, интерьеры присутственных мест были творческими мастерскими художников-керамистов. Оформление Палеонтологического музея в Москве «Сотворение мира» (500 м кв.) включено в Книгу рекордов Гиннеса.

Создавалось это во времена творческой несвободы. Заказчиком тогда было государство, «насаждавшее соцреализм и гнобившее всё передовое и смелое», как принято считать теперь. Но, посмотрите на шедевры декоративного искусства того времени, бόльшую часть которых трудно назвать реалистичными. Они и стали убежищем свободно мыслящих художников.

Государство, как художественный заказчик, самоустранилось. И теперь волей-неволей нужно воспитывать нового потребителя искусства. Начать придётся с объяснения, что декоративное произведение, например ковёр, не обязан быть похожим на реалистическую живопись. А декоративная скульптура, отличается от скульптуры классической. И критерии оценки здесь лежат не в плоскости: похоже–не похоже, а соответствуют только выбору между: красиво и некрасиво. Или на худой конец нравится–не нравится. Потому что и техника, и технология создания скульптуры и декоративно-прикладного произведения, их материал, приёмы и само предназначение зачастую различны. Декоративное оно потому, что призвано украшать. И всё, и никакой идеологии, и никакого следования античным образцам. Просто красиво!

Не думал, что придётся объяснять такие очевидные вещи, да не упрекнёт меня читатель за излишнюю назидательность.

Главный же герой нашего сайта Дмитрий Лиховцев — классический представитель московской школы декоративно-прикладного искусства. И хотя его работы зачастую содержат образы не лишенные реалистических черт — это чисто декоративные произведения, не претендующие на портретное сходство с реальными прототипами. Его керамика с каждым днём становится всё более совершенной и востребованной, так позаботимся о том, чтобы его творчеству сиротство не грозило.

А. Львов