Crash3Есть в истории человечества две загадки, которым нет объяснений. Они сопровождают человека многие тысячи лет. Приковывают внимание, завораживают, вызывают споры. Две тайны, живущие рядом, вместе, часто одна внутри другой: я говорю о театре и художественном творчестве.

Никто не знает — когда и почему человек украсил пещеру сценами охоты и изображениями животных. Нарисовал орнамент, выстругал первую куклу, вылепил первую скульптуру. Придумал театр. Разделил мир на художников и зрителей. Одни стали изображать богов и героев (в том числе в глине), а другие заворожено внимать зрелищу, отдалённо напоминающему жизнь.

Сегодня, когда инфо-технологии предлагают нам картинки 3D, а театру и художественному творчеству предрекают скорую гибель. Так, в начале прошлого века кинематограф обещал «похоронить» театр, а фотография — живопись, затем в роли могильщика выступило развивающееся телевидение, теперь цифровые технологии. А между тем, древнее, примитивное искусство театра и изобразительное творчество продолжают жить и развиваться, заставляя зрителей сопереживать, как и тысячу лет назад.

В чём секрет такой жизнестойкости? В гипнотической силе искусства, которое вовлекает зрителя в Игру. Театральные актёры предлагают поверить в то, что они короли, рыцари, простолюдины, ваши соседи, враги и друзья. А зрители принимают условия этой Игры, они замирают от ужаса и верят в чудеса. Ведь Игра ведёт вас по жизни с младенчества. Она сформировала вашу личность, сделала вас тем, что вы есть.

Но что общего у театра, картин, графики и скульптур, спросите вы? Игра! Художник, как и актёр, показывает не настоящую жизнь, а её изображение. Образы, видоизменённые сознанием мастера, пропущены через его видение. Обобщённые до такой степени, что зритель невольно включается в процесс творчества. У него пробуждаются подсознательные ассоциации. Активизируется его жизненный опыт, потаенные желания, страхи – весь внутренний мир участвует в создании образа, неповторимого как генетический код.

Чтобы удостовериться в правоте моих слов, посмотрите внимательно на произведения Дмитрия Лиховцева, примите Игру, предложенную художником, станьте его соавтором. Поднимитесь на сцену его Театра. И вы погрузитесь в ощущения безмятежной детской Игры, в ауру добра и нескончаемой радости окружающего вас мира.

А. Львов