Crash4Листаю полиграфическую продукцию художественных союзов, выставок, отдельных художников. Отдаю должное достижениям современного книгопечатанья. Теперь всё реже встретишь каталог или художественный альбом, оттиснутый на серой бумаге с блеклыми красками. Да и уровень книжного дизайна на высоте, тем более что художники для себя плохо не сделают. Бывают претензии к текстам, но литературный дар не всегда признак художника. Итак, поздравим наших мастеров с вступлением в век высокой полиграфии, распахивающей двери мастерских, музеев и выставок перед ошеломлёнными ценителями прекрасного. Этим патетическим заявлением хотелось бы завершить сей опус. Однако…

Внимательно ознакомьтесь с выходными сведениями о книге, коим положено быть на оборотной стороне титульного листа. Хорошо если вы найдёте там хоть какую-то информацию. Зачастую дизайнер оставляет оборот титула чистым из эстетических соображений. В таком случае текст перемещается на последнюю страницу, что нежелательно, но сегодня допустимо.

Не стану утомлять читателя примерами того, как сегодня оформляются книжные издания, а просто скажу, как требует установленный государством порядок. Обратная сторона титула должна содержать сведения об авторах и редакторах, полное наименование книги, название издательства и его местонахождение, год издания, количество страниц и иллюстраций, правообладателей текста и оформления. Обязательным элементом оформления является краткая аннотация, на основе которой будут составляться все поисковые карты. Ведь книга обязательно должна попасть в магазины, библиотеки и книжные хранилища. Это её предназначение. В этом смысл производства того или иного издания. Книга должна найти своего читателя сегодня, и завтра, и через 100 лет. А иначе, зачем затевать весь этот сыр-бор.

Но вот попасть ваше детище никуда не сможет без таинственных шифров на том же титульном обороте: УДК, ББК и ISBN. И если первые две классификации сегодня не так важны, то уж без ISBN, приобретаемого издателем в госорганах за реальные деньги, книги просто не существует. Этот индекс, как имя и как паспорт, одновременно. Без него книжка не попадёт ни на прилавок, ни в книгохранилище. Её просто не существует.

Однажды я попытался объяснить художникам, оплатившим каталог, выпущенный уважаемым столичным Союзом, что деньги потрачены зря. От меня отмахнулись с некоторым высокомерием. «Что это вы к нам, великим творцам с этакой прозой…» Проза прозой, а деньги деньгами. Ведь редко кто из художников попадает в каталог бесплатно. Я с такими не встречался. Итак, всё просто как мычание – деньги затрачены, а результат нулевой. Получается, что вас обманули, или как говорили в памятные 90-е – кинули. А вы говорите проза…

А. Львов